Друга ищи найдешь береги значение пословицы. Классный час

Открытое занятие на тему: "Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)

Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.

Коммуникативные задачи:

Формулировать собственное мнение, позицию

Уметь общаться, слушать и слышать друг друга

Формулировать собственное мнение и объяснять свою позицию

Уметь работать в группе, предлагать помощь

Материал и оборудование:

Для каждого из детей:

- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш

- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь разноцветных лепестков)

- Диплом лучшего друга (распечатать)

Для каждой группы:

- Конверт с пословицами в виде паз лов

- Листы А3 с изображением детей

- Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)

Для педагога:

- Конспект

- Карточки - подсказки для вывешивания на доску

- Видео физ. минутка музыкальная

- Презентация

- Мяч мягкий для игры

- Смайлики – наклейки для оценки (рефлексия)

Предварительная работа:

Чтение книжек: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», «Денискины рассказы», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Цветик семицветик» и другие, где в тексте встречается упоминание о дружбе, друзьях.

Перед проведением занятия разделить детей на две группы и поставить для работы парты и стулья

Эмоциональный настрой. Игра «Микрофон».

Ребята прежде чем начать наше занятие, давайте пожелаем друг другу что – то очень хорошее, приятное. А начинать свои пожелания мы будем со слов: «Я желаю тебе…». Я начну, а вы продолжите. И вместе со своими пожеланиями мы будем передавать друг другу цветок – микрофон.

- «Я желаю тебе… (хорошего настроения, счастья, радости, улыбок, успехов в учебе, терпения, солнечного тепла, добра, любви, исполнения желаний…). Учащиеся передают друг другу цветок – микрофон со своими пожеланиями.

А теперь возьмитесь за руки. Ребята, когда вы передавали друг другу цветок с самыми наилучшими пожеланиями, какое у вас было настроение? (ответы детей). Вот таким образом, при помощи приятных слов и улыбок мы с вами сплели веночек радости и дружбы, в котором вместо цветов вы – дети и ваше хорошее настроение.

Ход мероприятия:

Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

Ребята посмотрите пожалуйста на экран.

Что вы увидели? (ответ детей)

Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно, у него не было друзей)

Зачем? (решил найти друзей)

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)

Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг? узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы.

Для начала попробуйте к этому слову подобрать (родственные, однокоренные) слова (ребята называют: дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруга, дружелюбный)

Ребята что же такое дружба? (выслушиваем варианты детей)

Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас оказалось несколько мнений.

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы можем прочитать:

« Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

О дружбе во все времена размышляли поэты, писатели, учёные, философы. Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л.Измайловой «Монолог о дружбе» и узнаем по мнению автора что такое дружба?

Чтение учащимися наизусть первой части стихотворения.

1 . Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино.

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски.

2 .Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем. Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

3 .Разве это дружба, если кто-то

Дроби не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

4 .Разве это дружба. Если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы из школы?»

Оба дружно начинают врать.

5 .Ну, а может, дружба-это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

Ребята как вы думаете, дружить это хорошо? Почему?

А сколько может длиться дружба?

Можно ли обойтись без друзей?

Кто знает и может рассказать, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»? (ответы детей)

Действительно, « дружба» может длиться очень долго и появилась она много лет назад. Вспомните пожалуйста, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.). Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.

Работа в группах: Ребята я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Для этого я раздам каждой группе конверт. В конверте по две пословицы в виде «пазл» самодельных. Вам необходимо их собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

О чем все эти пословицы? (о дружбе)

А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)

Скажите пожалуйста, можно ли прожить без друзей? (ответы детей).

Правильно, ребята. Прожить без друзей нельзя. Есть очень верная, мудрая пословица «Дерево сильно корнями, а человек друзьями». И судя по вашим рисункам, которые вы подготовили к этому занятию, у вас получился целый лес дружбы. И если мы посмотрим на большое дерево, то у него много корней, то есть у ребят нашей группы столько друзей. (Рисунки вывешиваются на доску)

Друзья, а давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах?

Поиграем в Викторину (задаются по 4 вопроса каждой группе по очереди):

1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили …. Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)

2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)

3. Какая девочка выручила своего друга из плена Снежной Королевы? (Герда)

4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, и произнес: «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)

5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).

6. Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

7. Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)

8. Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам тот поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)

А есть ли друзья у вас?

Почему вы считаете их друзьями?

Какими качествами должен обладать ваш друг?

А теперь ребята я вам предлагаю поработать в группах, и узнать какими же качествами должен обладать ваш друг?

Работа в группах: Воспитатель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные воспитателем карты Аз. Все полученные работы вывешиваем на доску.

Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)

На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).

Почему?

Могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей? Давайте попробуем их найти вместе!

Воспитатель предлагает поиграть с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того человека, кому передают мяч.

Так могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей?

А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.).

А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)

Физминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай» (Шагаем на месте.)

Утром, днем и вечером!

Лучший танец - (Хлопаем в ладоши.)

«Хлопай-топай», (Топаем ногами.)

Когда делать нечего... (Шагаем на месте.)

Кем бы ни был ты - отличник, (Приседаем.)

Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)

Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)

И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)

А теперь ребята посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали? (ответы детей)

Работа в группе: Воспитатель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:

Как вы думаете, что означает эта пословица?

«Легче друга потерять,чем найти»

Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? (ответы детей)

Как его можно потерять, это же не вещь!? (поссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)

А к чему все это может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать, играть и пр.)

Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)

Что же за правила это могут быть? (ответы детей)

Правила дружбы:

    Быть добрым и делиться игрушкой с другом.

    Стараться помочь другу сделать то, что у него не получается.

    Не стараться всегда быть первым.

    Не злиться и не завидовать, когда проигрываешь.

    Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.

    Уметь уступать, не спорить по пустякам.

    Уметь принять помощь, совет или замечание друга.

Ребята давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток через север, через юг …)

Кто герой этого произведения? Девочка Женя

Что за необычный подарок получила девочка? Цветик-семицветик

А какие желания она загадывала? 1. Вернуться домой с баранками. 2. Мамина ваза собралась на место. 3. Оказаться на северном полюсе. 4. Вернуться во двор. 5. Чтобы все игрушки в мире были Женины. 6. Чтобы все игрушки вернулись в магазины. 7. Мальчик Витя выздоровел.

Какое было последним желанием? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)

Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)

Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)

Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.

Какое название мы дадим нашему цветку? (Цветок «Дружбы»)

А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?

Что такое дружба?

Кого можно назвать другом?

Какие правила дружбы мы теперь знаем?

С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наше занятие? Для этого выберите свой смайлик – наклейку настроения и поместите на доску.

По окончанию нашего занятия, я хочу каждому из вас вручить «Диплом лучшего друга», думаю, что каждый из вас может смело называть себя настоящим другом! Всем спасибо.

Цель: Раскрыть сущность понятия “дружба, друг”, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в жизни, вывести законы дружбы, воспитывать стремление дружить с окружающими.

Ход занятия

Кто нарисован на картине? (слайд 2)

Что несет в руках?

Как вы думаете, почему не сжигает и не ослепляет человека огненный шар?

Женщина идет по дороге жизни, на голове ее убор из золотых перьев.

Ее веки прикрыты.

Обеими руками - бережно и нежно она несет перед собой мягкий сияющий шар. Кругом - темнота. И только шар освещает путь.

Как бы вы назвали картину.

А литовский художник Чюрленис назвал картину “Дружба”. (МОЛЧАНИЕ)

А как вы думаете, почему?

Чем похожи солнце и дружба?

Итак, дружба? Закройте глаза произнесите шепотом слово – "дружба".

С какой погодой вы бы сравнили слово "дружба".

А какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

А можно ли по дороге жизни пройти без друзей?

Очень сложно в жизни без друзей.

“Нет друга – ищи, а нашел- береги.”(Рукой на доску).

Вот эти слова и будут эпиграфом нашего разговора

И мы выведем некоторые законы дружбы.

Что такое дружба?

А вот как в толковом словаре Ожегова даны объяснения, что такое дружба, друг. (слайд 3)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь.

На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными, мужественными и трусливыми.

Как же среди множества людей найти друга?

Закончите фразу: “Друг - это тот....”

Что у нас получилось?

У нас получился коллективный портрет друга.:

“Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов. (Шекспир.)

У русского народа есть много пословиц и поговорок о дружбе. Какие пословицы вы знаете?

  • Не имей 100рублей, а имей 100 рублей.
  • Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
  • Человек без друзей, что дерево без корней. (слайд 4,5)

Как понимаете пословицу о дружбе: “Не имей -100 рублей, а имей 100 друзей.”

Много мнений мы сейчас выслушали, но главное то, что мы дружбу считаем важнее денег.

Конечно, хорошо иметь и 100 рублей и 100 друзей.

Но что легче найти?

У кого в кармане есть деньги.

Вы сразу нашли, а друга сразу найдем?

Оказывается деньги найти легче, чем отыскать друга.

Вы сделали правильный выбор. Ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом.

А когда рядом друг разве можно быть одиноким и несчастным?

Послушайте сказку, услышав которую будете точно знать,

Что лучше друзья или деньги?

- Сказка “Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него и было много друзей.

Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал.: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы. Весть о краже быстро разнеслась по окрестным селам, и уже на следующий день

увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с простыми руками- каждый из них вел за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались то у него получилось стадо больше,чем прежде!” Вот такая произошла история с нашим героем.

А были ли в вашей жизни случаи, когда вы помогали другу, или друг помогал вам.

Какой закон дружбы выведем?

Помогать другу.

Тихонечко встали, отдохнем. Песня “Настоящий друг” 2 к. “дружба крепкая не сломается..” ТАНЕЦ ДРУЖБА с цветами. Или цветы-дружбы.

Продолжим наш разговор.

2. Что нужно для того, чтобы дружба стала крепче?

Посмотрим сценку:

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернешь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

Какой совет – закон дадим героям этой сценки? Какой закон дружбы выведем? (Не жадничай. Делись с друзьями.)

3. А следующий закон - дружбы вы выведете сами, прочитав стихотворение и ПОДЧЕРКНИТЕ в стихотворении закон- дружбы.

На школьном утреннике. Барто.

Какой закон выведем?

Умей радоваться успехам другого. Это очень трудно, но к этому надо стремиться.

Расскажите о случаях,когда вы радовались удачам своих друзей.

Продолжим работу над этим законом.

Ребята, мне хочется рассказать вам одну историю, которая произошла со мной.

Когда я была маленькая с нами по соседству жил мальчик. Звали его Вова. Вова рос крепким, сильным.

Хотелось ли вам иметь такого друга?

Мы все его боялись. Да и как не бояться такого? Мальчишек он бил. В нас, в девчонок он стрелял из рогатки. А взрослым корчил рожи.

Даже собаку и ту обижал. Он наступал ему на хвост.

А коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял.

Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился, хвастался. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчишки не захотели с ним играть. Оставили его одного. Он к нам девчонкам, побежал. Но и девчонки от него отвернулись.

Кинулся он тогда к Шарику. А тот от него на улицу убежал.

Хотел с котом Мурзеем поиграть а кот под шкаф забрался и недобрыми.злыми глазами смотрел на него. Сердился. Хотел с ежиком поиграть, а тот

Давно убежал жить в другой дом. Подошел Вова было к бабушке.

Обиженная бабушка даже глаз на него не подняла. Сидит бабушка в уголке, вяжет, да слезинки утирает.

Настало самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Почему Вова остался один одинешенек?

Какие законы дружбы Вова должен соблюдать, чтобы с ним все дружили?

Не драться.

Не грубить.

Не дразниться.

Не бояться просить прощения.

Уступай младшим, защищай друга.

Итак, мы с вами вывели некоторые законы дружбы: (слайд 6)

1. Помогай другу.

2. Не жадничай.

3. Радуйся успеху друга.

Соблюдая эти правила,я думаю вы никогда не потеряете друга. Берегите друзей от неверных поступков, приходите на помощь другу и тогда вы сами будете называться настоящим другом. Стать настоящим другом трудно, но к этому надо стремиться.

Встали все в круг, возьмитесь за руки: это руки друга,

Это плечо друга, на которое можно опереться,

Это наша дружба(руки Вверх)

Песня “Дружба крепкая не сломается”. (слайд 7)

Нет друга, так ищи: а нашел, так береги

Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur.

Publ. Syr. Sentent.

Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere

Parta tueri.

Не меньшая добродетель, чем приобретать, -

Приобретенное сохранять.

Ovid. Ars am. 2, 13.

Ср. Πολλάκις δοκεΐ το φυλάξαι τ"άγαθα του κτήσασθαι χαλεπότερον εΐναι .

Часто кажется тяжелее сохранять сокровища, чем обладать ими.

Demosth. Olynth. 1, 23.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "нет друга, так ищи: а нашел, так береги" в других словарях:

    Нет друга, так ищи: а нашел, так береги. См. ДРУГ НЕДРУГ …

    Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… …

    Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля

    В понятиях Святой Руси чувство, родственное любви, способность на неограниченную жертву, готовность положить душу, принять смерть за друга (Ин. 15: 13; 1 Ин. 3: 16). Дружбу рождает родство душ. В древнерусском сборнике к. XII н. XIII в. говорится … Русская история

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Перекрестись да выспись! Макару поклон, а Макар на семь сторон. Начал духом, а кончил брюхом. В беде сидит, а беду курит. Зачал за здравие, а свел за упокой. Ни из короба, ни в короб. В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает. Ни сана … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Час общения «Нет друга - ищи, а нашел – береги».

Цель: Формирование толерантных коллективных и личностных качеств детей

Задачи:

    выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся;

    содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование:

Пословицы о дружбе, стихи, песня «Если с другом вышел в путь», мультимедийная презентация, ручки, фломастеры, карандаши, листочки бумаги, карточки для игры с пословицами. Законы дружбы на лепестках. Клубок ниток.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

I. Организация группы. Эмоциональный настрой.

- Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. Пожмите дружески руки друг другу.

Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.

II. Сообщение темы

На доске зашифровано слово - «абжурд» («дружба»)

Что за слово зашифровано на доске? Чаще бывает крепкой, верной и долгой.

Что же означает это слово? (Близкие отношения, основанные на взаимномдоверии, привязанности, общих интересах). Это определение по словарю Ожегова.

Игра №1. Ребята, давайте попробуем определить, какие же слова относятся к этим понятиям дружба и друг. Попробуйте вспомнить слова с корнем -друж- и – друг-

(Дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, содружество, дружина, дружище)

(на экране Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья).

Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев? (Они все дружат)

- Правильно, это друзья. Поднимите руку, у кого из вас есть друзья.

Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить? (Тема нашего классного часа «Дружба»)

III. Дружба – главное чудо.

Учитель: Дружба – главное чудо. Всегда

С нею любая беда – не беда.

Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба

    На ощупь?

    На вкус?

    Как пахнет?

    Какого она цвета?

    С какой погодой ее можно сравнить? (выводы детей на доске).

Дружба подарила нам приятные ощущения.

IV. Игра №2 «Найди себе подобного ». (предварительно на столы поставить картинку).

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Детям даются маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. - Найдите «себе подобного» и сядьте вместе за столами. Не разговаривать.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Займи место в любой группе.

V. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Когда ещё никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спокойно за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и тоже)

А злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу

VI. Игра№3 «Кто с кем дружит?»

А сейчас поиграем. Перед вами разные герои, разные имена.

Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

1. Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.

2. Доверчивый Буратино и ……Мальвина.

3. Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.

4. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

5. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

6. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

7. Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали.

(Кот, петух, пес, осел)

8. Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

А с кем вы дружите?

Дружите ли вы со своими родителями?

Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

Дружите ли вы с животными, природой, книгами

VII. Обсуждение ситуаций.

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихи, подготовленные одноклассниками, и ответьте на вопрос: смогли бы вы дружить с такими людьми, как герои этих стихов и почему?

1. (ученик читает стихотворение)

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней

Один разгорячился, лягнул что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул

2. (ученик читает стихотворение)

Тронь её нечаянно – сразу: -Караул

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась, - слышен Сонин голос

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: - Голова болит…

Я бы полежала бы – мама не велит,

Сговорились мальчики:

Мы откроем счет

Сосчитаем жалобы

Сколько будет в год

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

3. (ученик читает стихотворение)

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящей дадено

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу

Так каким же должен быть настоящий друг? Какой должна быть настоящая дружба?

В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

VIII. Работа с пословицами

Игра№4 «Найди конец пословицы»

О дружбе придумано много пословиц.

Что такое пословица? (Пословица – это краткая народная мудрость. Пословица советует, поучает. Люди с уважением относятся к пословицам, употребляют их в своей речи.)

Вот мы с вами поиграем в игру «Закончи пословицу». На экране написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.(на листах - вторые половинки пословиц).

1. Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).

2. Человек без друзей, что …..(дерево без корней).

3. Друга ищи, а нашёл…..(береги).

4. Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).

5. Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).

6. Старый друг лучше…(новых двух).

7. Нет такого дружка, как …(родная матушка)

8. Друг познается …(в беде)

9. Дружба крепка не лестью,…(а правдой и честью).

10. Дружба как стекло:… (разобьешь - не сложишь)

11. Скажи мне кто твой друг, … (и я скажу, кто ты).

12. Друг спорит, а враг … (поддакивает).

Где вы встречали пословицы? - Какая подойдёт для вашего класса? Почему?

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

IX. Обсуждение темы.

А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал)

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок-

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

(Ответы детей)

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

X. Инсценировка «Ни за то и ни за это»

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал

Ученик: Вова присел на корточки

Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

Что же такое бескорыстная дружба? (Ответы учащихся)

Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно погулять, повеселиться, погрустить, поиграть. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Вот и мы сейчас с вами немного поиграем и проверим насколько у вас с вашим другом крепкая дружба.

Игры:

«ВЕРНАЯ РУКА» - каждой паре выдается три палки. Участники игры берут по одной палке в руки и с их помощью несут третью на определенное расстояние, держа палки параллельно полу

«КЛУБОК» - ребятам предлагается взять с двух концов веревку и смотать ее за минимальное время в клубок.

«ПАРНЫЙ БЕГ В МЕШКАХ» - ребятам предлагается получить мешки, залезть в них и по команде ведущего преодолеть расстояние от старта до финиша.

XI. Стихотворение «Дружба» - по ролям в масках.

Что такое дружба?– спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

XII. Чтение стихотворения М. Садовский «Если б капли не дружили»

Если б капли не дружили,

Как тогда бы лужи жили?

Как бы реки потекли?

Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,

Как бы песню мы сложили?

Как бы птицам распевать?

Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет!

XII. Подведение итогов.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Сбор «цветика – семицветика». Дети по одному выходят, читают закон дружбы и складывают цветок.

Законы дружбы (записаны на лепестках)

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

10. Уважай друга и помогай другу.

11. Один за всех и все за одного.

12. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Какие законы вам уже были известны? - Какие для вас новые?

Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Эти законы вы можете повесить в свой классный уголок.

Игра «Рука дружбы» (под музыку)

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Вы их откроете со своим учителем.

(Дети на альбомных листах обводят свою руку (или дать готовые руки).На ладошке можно написать своё имя и пожелание другу)

Прикрепляем руки на доску.

XIII. Рефлексия

Что было интересным?

В чём испытывали затруднения?

Игра «Ты мне нравишься» (Дети встают в круг)

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу.

А чтобы ваша дружба была ещё крепче, я предлагаю вам сплести паутину, связывающую вас всех вместе.

При этом каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства и сказать добрые слова своим одноклассникам.

(Педагог берёт клубок нити, обматывает нить вокруг своей ладони и передаёт клубок кому-то из детей. После чего говорит этому ребёнку фразу: «Коля! Ты мне нравишься, потому что…» Затем этот ребёнок также обматывает нить и передаёт клубок кому захочет ). Каждый ребёнок говорит о том, чем ему нравится этот ученик, за что он хотел бы его поблагодарить.

Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:

Ребята, давайте жить дружно!

Педагог:

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает.

Это слово? Значит что оно?

Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

Если друг твой что-то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба и в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Ребята, работали вы дружно. И, как мне кажется, что эти строки стихотворения вам очень подойдут.

Стихотворение В. Шекспира (рассказывает ученик)

Настоящий друг везде

Верный: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

XIV. И в заключение:

- Давайте друзья встанем в круг и сыграем в игру.

Встаньте дети, встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг,

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Тепло своей руки ему подари. (Дети пожимают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней

Имей друга и два и три,

И другу слева кивок подари. (Дети дарят кивок в левую сторону)

Нет пословицы, ребята, верней

Той, что гласит «имей сто друзей»

Пусть растет наш Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

Литература

1. С.И. Ожегова «Словарь русского языка».

2. Под редакцией Е. Н. Степанова, М.А.Александровой «Классному руководителю о классном часе», 2002г.

3. Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя», 2007г.

4. Ресурсы Интернет

Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Нет друга, так ищи: а нашел, так береги." в других словарях:

    Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… …

    Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродетель, чем приобретать, Приобретенное сохранять. Ovid. Ars am. 2, 13. Ср. Πολλάκις δοκεΐ το… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… …

    БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля

    В понятиях Святой Руси чувство, родственное любви, способность на неограниченную жертву, готовность положить душу, принять смерть за друга (Ин. 15: 13; 1 Ин. 3: 16). Дружбу рождает родство душ. В древнерусском сборнике к. XII н. XIII в. говорится … Русская история

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Перекрестись да выспись! Макару поклон, а Макар на семь сторон. Начал духом, а кончил брюхом. В беде сидит, а беду курит. Зачал за здравие, а свел за упокой. Ни из короба, ни в короб. В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает. Ни сана … В.И. Даль. Пословицы русского народа