Конспект нод по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе "как сохранить здоровье". Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения Опыты с бумагой и песком

Инна Мордик
План познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Сентябрь

Занятие №1 : «Наши помощники»

Опыт : «Слушай во все уши»

Цель : Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.) . Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Материал : Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка, д/и «Определи по звуку» , гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 55

Занятие№2 : «Знакомство со свойствами воздуха»

Цель : Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Материал : Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки : водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

Цель : Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.

Материал : Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

Занятие №3 : «Может ли растение дышать?»

Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал : Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Опыты : Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 28

Занятие №4 : «Почему листья осенью опадают?»

Цель : Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.

Материал : Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.

Опыт : Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 33-34

Занятие№1 : «Вода в природе и в быту» .

Цель : Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды : прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес , наблюдательность, мыслительную деятельность .

Материал : Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.

Опыт : «Вода – помощница»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с. 41-42.

Занятие №2 : «Вода и температура»

Цель : Учить определять температуру воздуха и воды опытно-экспериментальным путём.

Закрепить полученные знания о температуре.

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Материал : Учебный модуль «температура» , холодная, горячая вода, кубики льда. 3-х литровая банка с водой,

Литнратура : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 22 урок 2

Занятие №3 : «Вода – растворитель»

Цель : Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Материал : Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие, сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 41-42.

Занятие №4 : «Путешествие капельки»

Цель : познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.

Материал : эл. чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода» ,схема «Круговорот воды в природе» , глобус.

Опыт : «Откуда берется вода?»

Литература : Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность » стр. 70-73

Занятие № 1 : «Магнит – фокусник»

Цель : Познакомить детей с магнитом . Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Материал : Магнит, датчик, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты : «Магнитные силы» , «Мы – фокусники» , «Притягиваются – не притягиваются»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 48-49.,

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 1

Занятие №2 : «Сила тяготения»

Цель : дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Материал : датчик, глобус, небьющиеся, разные по весу предметы : листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические, мячи.

Опыт : «Почему все падает на землю» Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» ,стр. 51

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 2

Занятие №3 «Что мы знаем о звуке»

Цель : Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении; знакомить детей с органом слуха; познакомить с понятиями «звук» , «звуковая волна» , «высокие и низкие, громкие и тихие звуки» .

Литература

Занятие №4 : «Что мы знаем о времени»

Цель : Дать понятие «время» , объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней) . Закрепить понятие «беречь время» .

Материал : глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами» (Тугушева, стр. 80) .

Литература : электронная презентация «Детям о времени» .

Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ » . Тема «Мы исследователи» стр. 244

Занятие№1 : «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Цель : Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый) . Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Материал : Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка.

Литература : О. А. Зыкова с. 47.

Занятие №2 : «Живые камни»

Цель : Познакомить с камнями , происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал : Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Литература : Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

Опыт : «Что есть в почве?» Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 38

Занятие№ 3 : «Как появляются горы?» «Извержение вулкана» .

Цель : Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор : движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

Материал : иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 50.

Занятие №4 : «В пустыне»

Цель : Познакомить детей с песчаной пустыней, особенностями живой и неживой природы пустыни. Познакомить детей со свойствами песка. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал : Большие пробирки, вода в мерном стаканчике, Иллюстрация пустыни и ее обитателей, фен и сухой песок.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 56, 60.

Занятие №1 : «Если зимушка пришла, много снега принесла»

Цель : Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар) . Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал : емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.

Опыты : «Какие свойства» , «Твердые - жидкие»

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

Занятие№2 : «Огонь – друг или враг»

Цель : Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Материал : Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.

Опыты : 1. Как первобытные люди добывали огонь?

2. Человек подчинил себе огонь.

3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.

Литература : Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников » стр. 70.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 145.

Занятие №3 : «Кто как видит»

Цель : Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.

Материал : повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.

Эксперимент : 1. Одинаково ли видят оба глаза.

2. Как видят заяц и птица.

3. Какие глаза видят лучше : большие или маленькие?

4. Как видит крот?

Литература : А. И. Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр. 169.

Занятие №1 : «Как увидеть и услышать электричество»

Цель : Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток» . Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Материал : Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. Опыты : «Чудо прическа» , «Волшебные шары» , «Вертушка»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 98 - 100.

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1

Занятие №2 : «Почему горит фонарик?»

Цель : Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Материал : Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке, 6-8 лимонов.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1

Занятие№3 : «Электроприборы»

Цель : Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.) . Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа) . Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.

Материал : Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. Батарейка, батарейный блок с тремя батарейками, динамо-машина.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 34 урок 2

Занятие № 4 : «Свет вокруг нас

Цель : Познакомить детей со свойствами света. Формировать элементарные представления о том, что такое «свет» , «фотоны» . Учить сравнивать освещённость различных объектов.

Развивать любознательность и внимание.

Материал : Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 26 урок 1

Занятие №1 : «Первоцветы. Как растут растения?»

Цель : Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

Опыт : «Что внутри?» ; «Вверх к листочкам»

Цель : установить, почему стебель может проводить воду к листьям.

Материал : стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 34.

Занятие №2 : «Где растения любят жить?»

Цель : углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Материал : горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.

Опыт : «Где растения быстрее получат воду» , «Хватает ли света?»

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 38.

Занятие №3 : «О чем поют весной птицы?»

Цель : уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал : перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл. презентация.

Опыт : «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 40

Занятие №4 : «Кто как гнездо вьет?»

Цель : развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Материал : плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.

Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.

Опыт : «У кого какие клювы» , «Без рук, без топора, построена изба»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 32, 40

Занятие№1 : «Солнце, Земля и другие планеты »

Цель : Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета . Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет . Чем дальше планеты от Солнца , тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Материал : Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.

Литература : Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ » стр. 208

Гризик Т. И. Познаю мир . – М., 2001 г., с. 136.

Занятие№2 : «Этот загадочный космос»

Цель : Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас : космос, космонавт, космическая невесомость.

Материал : Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей.

Опыт : «Темный космос» , «На орбите»

Материал : фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.

Литература : Гризик Т. И. Познаю мир . – М., 2001 г., с. 112.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 55-56

Занятие №3 : «Рукотворный мир»

Цель : учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

Материал : предметы из различных материалов, эл. презентация.

Опыт : «Родственники стекла» , «Мир вещей» .

Литература : Гризик Т. И. Познаю мир . – с.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 59.

Занятие №4 : «Кто такие насекомые»

Цель : Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных других классов; развивать знания детей в процессе наблюдений з животными.

Материал : лупа «Любопытный глаз» , мини лаборатория.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 71.

Занятие №1 : «Свет и цвет»

Занятие : «Откуда радуга берется?» .

Цель : Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей , существующих в неживой природе.

Материал : Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 150.

Занятие №2 : «Сила»

Цель : Познакомить детей с понятием силы. Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Материал : Датчик давления, резиновая груша, пластиковая пластина,поршень, воздушные шарики.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 52 урок 1

Занятие №3 : «Звук»

Цель : Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. Объяснить детям вред громких звуков. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Материал : Датчик звука, ксилофон, свистки, флейта, карточка со схемой строения органов слуха.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 57 урок 1

Галина Калала
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история »

Цель : Способствовать развитию познавательного интереса у детей ;

развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности .

Программное содержание : Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение) ; развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Словарь : каменная, поваренная, кристаллизация, минеральное вещество, выпаривание, «спелеолечение» , «спелеокомната» .

Материалы и оборудование :Презентация по теме занятия, мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки) для поделок, салфетки, цветные мелки, стаканчики с готовой цветной солью.

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, мы с вами недавно говорили об обычаях и традициях, существующих у русского народа. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему.

С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Входят девочка и мальчик с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

Воспитатель :

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

Будет интересно!

Ребята, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)

А какие полезные ископаемые вы знаете? (Глина, уголь, алмазы,золото, минеральная вода и т. д.)

Скажите, пожалуйста, как еще можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница Земли, кладовая Земли, хранилище Земли) .

Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадку :

«Без нее, ребята, повар, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль…Вы, конечно, догадались сразу, это – (соль)

Отдельно - я не так вкусна,

Зато бела и солона,

И в пище - каждому нужна.

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. А вы знаете, какая бывает соль? (Ответы детей) .

Правильно,есть три вида соли : Пищевая (каменная, техническая; морская.

Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному :

в медицине;

в косметологии.

Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

Воспитатель

Откуда берется, например, каменная соль? (Ответы детей) .

(рассказ сопровождается показом презентации)

Ее добывают в рудниках. А как она туда попала? (Ответы детей) . Месторождения каменной соли находятся высоко в горах (показ слайда) . Но очень давно не месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. Как вы думаете, что значит «кристаллизовалась» ? (Ответы детей) . Вы правы – приобретала форму кристаллов. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег.

Поэтому люди придумали очень много пословиц и поговорок про соль. А вы их знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Соли не жалей, так и есть веселей.

После хлеба – соли семь часов отдыхать.

От воды родится, а воды боится (соль) .

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.

Из-за соли разгорались войны. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.

Отсюда народная примета : соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

В честь соли названы города :, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье : реки – Усолка и Солёная и многие другие.

Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество : жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей) . А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей) . Но сначала мы с вами отдохнём немного.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном , грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей)

Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей) .

В больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. Но она может нанести вред не только людям, но и растениям.

Мы с вами проводили опыт с двумя луковицами. Давайте вспомним мы высадили две луковицы в, одну в обычную почву, другую в очень соленую . Теперь мы знаем, что в соленой почве растения не растут.

Воспитатель :

Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. За полезные свойства соль называют «белым золотом» и используют для лечения. И назвали это очень красивым словом «спелеолечение» . Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляных шахтах, спелеокомнаты, в которых люди лечатся от различных заболеваний.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.

А сейчас я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, что бы лучше узнать, что такое соль.

Давайте вспомним правила поведения в ней.

Близко не подносить предметы к глазам,

Без надобности ничего не брать в рот,

Строго соблюдать мои инструкции

1) Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, скажите,

какая она по цвету? (белая)

2) Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая

соль на вкус? (соленая )

3) Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)

4)Возьмите ложку, наберите соль и пересыпьте ее в стакан. Что вы

наблюдаете? (сыпется – сыпучая)

Какой вывод можно сделать о соли, какая она?

* соленая

* сыпучая

* не имеет запаха

5) Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа?

(кристалл)

6) Как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Предлагаю узнать вместе.

У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте

немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)

Куда же делась вода? (она впиталась)

Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.

А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?

(растворилась)

Какой вывод можно сделать? (если налить немного воды-соль впитает воду,

а если много воды, то соль растворится.

7) Ребята, скажите, что происходит с водой при низкой температуре, то

есть когда холодно? (замерзает)

Как вы думаете, соленая вода замерзает ? Сейчас мы проверим. Поставим

Соленую воду в морозильную камеру и через некоторое время увидим

результат.

8) Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически

невозможно утонуть. Хотите проверить? Мы с вами проведем эксперимент и

проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.

Для этого нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана. В одном стакане

пресная вода, в другом – соленая . Как вы думаете, в каком стакане

соленая вода ?

Берем сырое яйцо и опускаем в стакан с пресной водой. Что произошло?

Второе яйцо опускаем в стакан с соленой водой . Что можно сказать про это

яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности)

Какой вывод сделаем? (Соленая вода удерживает предметы на поверхности)

– Отлично, вы настоящие исследователи.

Сегодня мы с вами будем декорировать вазочки цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.

А делается это так : у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились

Подведение итогов :

– Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?

Соль – белая, соленая , сыпучая, не имеет запаха.

Какие свойства имеет соль?

Растворяется в воде, соленая вода не замерзает , удерживает предметы

на поверхности.

Помните : соль в жизни человека имеет огромное значение, она является

источником жизни , но чрезмерное употребление может привести к

заболеванию.

Мне понравилось, как вы работали. Вы настоящие исследователи. Большое вам спасибо.

Щербинина Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Подгороднепокровской СОШ"
Населённый пункт: с.Подгородняя Покровка,Оренбургского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей"
Дата публикации: 13.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей

(подготовительная группа)

Подготовила воспитатель МБОУ

«Подгороднепокровской СОШ»

Щербинина Ольга Анатольевна

« Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему».

Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба

семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает

семенам перемещаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста

растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать

логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через

некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с

водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или

краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился.

Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась

подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в

красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать

любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье,

понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из

которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и

изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в

процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он

получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте

на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он

отразится еще раз)

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на

радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом

солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор,

пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей

белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она?

Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она

кажется кругом.

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,

распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха.

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные

салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи,

распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать

интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать

развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на

руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную

активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе,

активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный,

невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети

дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся

благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей

познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную

деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В

песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал

в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и

занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в

одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на

Вывод: песок – сыпучий материал.

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у

детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную

деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится?

Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те

же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет.

Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее

руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-

коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять

потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой,

склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать

формированию у детей познавательного интереса, развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает

последним.

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к

экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать

логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку.

Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода.

Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение

сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес

детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-

следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность

сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за

состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода.

Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать

познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее

замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность,

расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе

экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и

поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие

предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света

и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса

детей в процессе экспериментирования, установления причинно-

следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень?

(когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это

темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти

сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и

тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней

предмет, тем тень светлее.

« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать

представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей

делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические

умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов

и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или

уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать

познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из

разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические

пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а

какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они

Любопытство и тяга к познанию окружающего мира свойственна всем детям. Важно вовремя это заметить и мотивировать ребенка на дальнейшее изучение. Посещение дошкольного учреждения поможет ребенку подготовиться к следующему жизненному этапу - школе.

Организация исследовательской деятельности в подготовительной группе

Современные условия постоянного развития системы образования и непрекращающийся информативный поток диктуют свои правила к организации обучения детей в дошкольном возрасте. Предъявляемые требования подробно изложены в ФГОС, согласно которому функционирует исследовательская деятельность в подготовительной группе.

Детские исследования всегда нравятся малышам

Необходимость развития

В первых дней жизни малыш получает опыт путем исследований. Родители не всегда поощряют это любопытство, зачастую обучая ребенка тому, что сами считают важным.

Обратите внимание! Такой подход со временем отобьет потребность узнавать новое, и образовательный процесс превратиться в скучную рутину.

Этого допускать нельзя. Поэтому необходимо не только самим участвовать в процессе, но и отдать чадо в ДОУ для всестороннего развития мыслительных способностей.

Цели и задачи

Стимулирование детей к изучению нового с обязательным поощрением и формирование соответствующего мышления является целью воспитателя.

  • Прививание навыков самодисциплины и самоорганизации.
  • Побуждение к осваиванию разнообразных методов поиска и оценивания информации.
  • Приучение к соблюдению распорядка дня, контролю заданий, развитие ответственности.
  • Полезное времяпрепровождение в виде игр, направленных на повышении концентрации, сообразительности, самостоятельности.
  • Совместная активность на прогулке.
  • Развитие мелкой моторики рук путем занятий творчеством.

Экспериментальные уроки должны быть в каждом саду

Требования по ФГОС, что это и нужно ли?

Все ДОУ обязаны следовать федеральному государственному образовательному стандарту, который включает в себя свод правил и НОД, необходимых для качественного функционирования подготовительной группы. Одним из основополагающих требований является развитие любознательности и активности ребенка.

Важно сформировать самостоятельный сбор и последующий анализ информации. Воспитателю следует проявлять внимательность и удовлетворять разумным ответом любой вопрос ребенка.

Коллективные занятия эффективнее

Методика организации

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе может быть организована двумя способами:

  • Предмет изучения - сам ребенок.
  • Предмет изучения - действия воспитателя.

Методы, используемые в исследовании:

  • Наглядные - демонстрация фильмов, наблюдение, рассматривание картин и проектов, зачитывание конспектов.
  • Практические - экспериментальные опытные постановки, труд на открытом воздухе на природе, игры в космос, зиму, весну и т.д.
  • Словесные - беседа, опытнические рассказы из жизни, чтение.

Организация учебного процесса может быть представлена, как:

  • Коллективная - все дети сада или группы участвуют в исследовании. Важно, чтобы каждый участник вовремя усваивал новое, не отставая от других.
  • Индивидуальная - проводится исключительно с одним членом группы, который недопонял материала.
  • Подгрупповая - требуется, когда необходимо сделать вывод, основанный на сравнении нескольких результатов.

Возрастные особенности старших дошкольников

По мере роста ребенка, углубляются мыслительные процессы и способы изучения окружающего мира.

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте экспериментирование является главным источником познания, то в старшем одного его уже недостаточно. Появляется наглядно-образное мышление, осознанность, воображение расширяется.

Благодаря новым навыкам, формируется логическое мышление, основанное на приобретенном опыте. Развивается способность предугадывать результат исходя из похожих ситуаций.

Заключительным пунктом является исследование заинтересовавшего объекта исходя из личной мотивации. То есть, наличие результата не представляет ценности, важен сам процесс.

Обратите внимание! Знание вышеперечисленных стадий необходимо учитывать при работе в группе со старшими дошкольниками.

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе

Существует множество занятий для развития малышей.

Опыты с магнитом, различного происхождения

Выполнение: детям предлагается использовать скрепки или другие металлические предметы для замера производимой силы и последующего сравнения свойств.

Опыты с песком

Необходимы две пустые пластиковые бутылки, песок, шило, скотч.

  1. Соединение крышек скотчем, плоской стороной друг другу.
  2. Проделывание отверстия шилом, в центре склеенных крышек.
  3. Добавление песка в одну бутылку.
  4. Закручивание обеих бутылок.

Обратите внимание! В результате получились песочные часы, время которых устанавливается самостоятельно.

Опыты с водой развивают знания

Опыты с водой

В емкости разных форм и размеров разливают воду, и наблюдают, какую форму она примет, констатируя отсутствие цвета и запаха.

Опыты с бумагой и песком

1/2 листа бумаги скручивается в трубочку диаметром 1 см. В нее вставляется карандаш, конструкция засыпается песком до основания трубки. Карандаш убирается, и ребенок наблюдает целостность свернутой бумаги и отсутствие деформаций. Просто и познавательно!

Опыты с бумагой и водой

Берется два листа бумаги, накладываются друг на друга. Ребенку предлагается сдвинуть их. После чего листы пропитываются водой, и сдвинуть их уже не так просто. Таким образом, приходит понимание о склеивающей способности мокрой бумаги.

Опыты с тканью

Необходимо предоставить несколько образцов различных тканей. Дети должны сравнить и проанализировать материал, его толщины, гладкость, прочность, степень намокания.

Опыты с воздухом

Полиэтиленовый пакет надувается и затягивается. Воспитатель показывает - пакет держит форму. Затем воздух выпускают, и пакет опадает. Вывод: в пакете был прозрачный воздух.

Как сделать уголок экспериментирования в подготовительной группе?

Важно определить место будущего уголка:

  • Оформление зависит от фантазии, обязательно наличие картинок и игрушек.
  • Доступ естественного освещения.
  • Детям должно быть просто и легко брать материалы для экспериментов. Визуальный обзор всех предметов.
  • Отсутствие стекла, электрических приборов, розеток, опасных веществ.

Паспорт уголка экспериментирования

Паспорт, это документ, в котором воспитатель указывает название уголка, номер группы и возрастную категорию, количество и название всех веществ и предметов для опытов, в том числе мебель, методические указания по проводимым экспериментам, правила пользования уголком и плакаты по технике безопасности.

Дневник опытов и экспериментов

Важно фиксировать результаты практических исследований. Для этих целей дети ведут дневники опытов и экспериментов, куда схематично вносят свои зарисовки, схемы и пометки.

Обратите внимание! Для этих же целей используют стенды с фотографиями, планами и диаграммами, возможно изготовление тематических книжек-раскладушек, на тему проведенных исследований.

Примерный план занятия по экспериментированию

Цель занятия: определение характеристик камня практическим путем.

Задача: экспериментирование в подготовительной группе.

Выполнение:

  • Определение цветов, форм и размеров различных камней.
  • Выяснение характера поверхности (гладкая или шероховатая).
  • Изучение рельефа камней при помощи лупы.
  • Взвешивание камней и определение температуры.
  • Исследование свойств камня (тонет ли в воде, легче, чем дерево, впитывает воду, как звучат камни).

Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневник.

Опыты с магнитом увлекательны

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

Цель - знакомство детей со свойствами магнита, создание с ним игрушек.

Задачи - стимулировать познавательную активность, любопытство, мелкую моторику, сформулировать представление о свойствах магнита.

Ход занятия:

  • Детям предлагается разгадать загадку, ответом которой будет магнит.
  • Игра, наталкивающая на представление о том, какие предметы подлежат притяжению, а какие нет. На столе разложены картинки, которые необходимо разложить на две стопки.
  • Физкультминутка.
  • «Склеивание» магнитов. Объяснение существования магнитных полюсов.
  • Учитывая полученные знания, создание магнитной игрушки или скульптуры.
  • Выводы. Обязательное проговаривание с каждым ребенком, что он вынес из урока.

Консультация для родителей

Участие родителей - неотъемлемая часть в развитии детей. Важно отвечать на все вопросы юного незнайки. Следует помогать ребенку открывать окружающий мир можно и в домашних условиях. Достаточно будет немного фантазии и времени.

В заключении стоит отметить, что во время рисования фломастерами, желательно продемонстрировать получения новых цветов, путем смешения уже имеющихся. Такой комплексный подход сформирует в ребенке тягу к знаниям и мотивацию учится.

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Что нового мы узнали?

Как мы к этому пришли?

Какие были трудности?

Ребята, теперь вы знаете, что, твердое, может превратиться в жидкое, а жидкое в твердое.

Название: Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №124 Детский сад общеразвивающего вида «Вишенка»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область