Сочинение "Нужна ли память человеку?". Суперпамять

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

Как часто нужная информация так некстати улетучивается из головы наших детей, лишая их возможности получить отличную оценку на уроке. И глядя на очередную двойку в дневнике, мы называем их память «дырявой» и ставим им в пример тех, кто, не моргнув глазом и не глядя в бумажку, перечисляет столицы всех мировых государств или координаты самых высоких горных вершин и получает за это красивую пятерку.

Но, спокойно! Хорошая память – это всего лишь дело техники, вернее МНЕМОтехники. А, значит, любой может натренировать свою память до СУПЕРпамяти..

Автор этой книги приглашает всех школьников, студентов и даже преподавателей в свой уникальный мнемонический тренажерный зал, в котором продемонстрирует интересные и суперэффективные упражнения для тренировки памяти; подсказки и маленькие хитрости, помогающие быстрее и надежнее запоминать информацию; единственный в своем роде мнемонический англо-русский словарь; новейший метод для запоминания формул… Словом, все то, что превратит память любого в СУПЕРпамять!

Нужна ли память человеку?

Салихова Малика, Республика Татарстан, город Казань, МБОУ «Лицей № 177», 8 «А» класс.

Руководитель: Дасова Рамиля Зинатулловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом .

С. Л. Рубинштейн

Что такое память? Для чего она нужна человеку? Согласно словарю С. И. Ожегова, память – это «способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений».

Память всегда нужна человеку. Вырастая, мы часто вспоминаем свое детство. В школе, благодаря памяти, отвечаем на вопросы учителей. В каникулы, побывав в другом городе, в другой стране, мы стараемся запомнить и потом передать другим впечатления об увиденном, исторических памятниках, живых людях. Все это расширяет наш кругозор, делает богаче наш внутренний мир, помогает стать интереснее для окружающих.

Память связывает прошлое с настоящим. Человек живет не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем. И все это благодаря памяти. Наше поколение знает и по урокам истории, и от дедов о страшных днях Великой Отечественной войны. Мы гордимся нашими предками и будем помнить об их славном подвиге всегда! Ведь это история нашей страны, мы должны ее знать, ее надо передавать из поколения в поколение. Об этом надо помнить, чтобы не допустить ничего подобного впредь. Это надо помнить всю жизнь так же, как и то, как в первом классе нас научили писать буквы, складывать слова, читать... Мы запомнили это и уже не забудем никогда.

Понятно, что сейчас человек может пользоваться различными гаджетами, запоминающими информацию так, что человеку и не надо утруждаться. Получается, что человек запоминает не саму информацию, а то, откуда и как получить ее. А хорошо ли это? Зачем человеку пустая голова, в которой нет памяти? Именно эту проблему, на мой взгляд, поднимает в своем знаменитом романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Чингиз Айтматов. В произведении вставным сюжетом идет легенда о манкуртах, о страшном наказании, которому подвергались пленные. Им на голову надевали сырую верблюжью шкуру и оставляли бедных людей под палящими лучами солнца. Шкура ссыхалась, в невыносимых муках человек терял память. С этого момента он не помнил ничего: ни отца, ни матери, ни Родины. Становился послушным и исполнительным рабом. В страшном отчаянии мать такого манкурта, Найман-Ана, восклицает: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь….Но кто придумал, кто смеет покушаться на память человеческую?! О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого?». Нельзя без содрогания читать эти строки! После прочтения этого романа я поняла, что человеческая память – это бесценный дар, который нужно беречь и развивать.

Свое эссе хочу завершить словами известного английского физиолога Грея Уолтера: «Память - это не брошенная на стол монета, а горящая свеча». Берегите свою память, пусть она «горит» как можно дольше!

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности человека, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности (Википедия).

По статистики проблемы с памятью беспокоят каждого третьего жителя земли. Причем ухудшение памяти характерна для всех возрастов.

Зачем нужно улучшать свою память?
Смешной вопрос, скажете вы. Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности. Их логика сводится к следующим аргументам:

Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее - можно и записать. Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон, и других преимуществ не видят.
Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, Чего достигает человек тренируя память?

1. Внимание . Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.

2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию - забудешь зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.

3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

4. Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как видим развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

Какую память будем развивать?

Произнося фразу “У меня плохая память” люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других - лица людей. Некоторые борются с рассеянностью - постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди для которых хорошая память - это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно вы сумеете сэкономить много сил и времени.

В зависимости от того, какую память вы собираетесь развивать можно выделить три способа развития памяти. Рассмотрим их подробнее:

1. Память на события или бытовая память. Название достаточно условное, позволяет отделить приемы запоминания, и которые используются в основном в повседневной жизни и сводятся к тому, чтобы “не забыть что-то”. Вы можете забыть взять ключи выходя из дому, потому-что кто-то перед самым выходом вас отвлекли телефонным звонком. Вы можете забыть зайти в магазин проходя мимо него, задумавшись о чём-то своём. Вы может забыть документы просто потому-что забыли. Вы можете забыть сотовый телефон в кафе.
В книгах или статьях в интернете достаточно часто встречаются приемы для развития данного вида памяти. Рекомендую одну книгу, которая практически полностью посвящена данному виду запоминания - “Язык памяти” Дугласа Хермана и Майкла Грюнберга. Большая часть книги описывает ситуации в которых два эксперта по памяти постоянно что-то забывали. Интересная книга, с описанием большого количества фактов из жизни.

2. Память как психическая функция. То, что часто называется естественной памятью. К данному способу относят выполнение упражнений на развитие внимания и собственно памяти, управление дыханием, организация диеты для улучшения своих умственных способностей.
Надо сказать, что хотя отдельные элементы этого способа запоминания встречаются довольно часто, но в систематизированном виде это только в одном источнике - аудиокурсе Ивана Ивановича Полонейчика “Принципы и методы развития памяти”. Развитие данного вида памяти позволяет запоминать без особых усилий разнообразную информацию.

3. Мнемотехника или искусственная память. Наверное самый старый и эффективный способ запоминания. Как насчет того, чтобы запомнить несколько тысяч цифр, например знаков числа пи? Или запомнить, близко к тесту, содержимое толстой книги наполненной кучей фактов, сведений, числовых данных? Или список законов, смысл которых и просто-то понять при чтении может быть сложно?
Мнемотехника, мобилизуя возможности мышления, внимания, воображения, позволяет запомнить всё это. Хотя конечно, для овладения ею и требуется время на выполнение упражнений по запоминанию и регулярные тренировки. И самый большой парадокс заключается в том, что овладевая мнемотехникой и используя её, ваша память не становится лучше. Использование мнемотехники позволяет запоминать, но не развивает память.

Итак, вот они эти три основных метода развития памяти. Какой из них лучше? Сложно сказать. Лучше подойти с другого конца - а что вам нужно от своей памяти? Что вам не хватает на данный момент? В решении каких проблем вам мешает собственная память. Подумайте об этом и ответ окажется на поверхности.

А пока предлагаю вам упражнение для тренировки памяти:


Для многих взрослых людей слабая память становится настоящим камнем преткновения: проблемы с запоминанием, забывчивость, невнимательность и т.п. Что уж говорить о престарелых людях, чьи проблемы с сосудами головного мозга нередко отражаются на памяти.
Упражнения для тренировки памяти помогают быстро решить эту проблемы.

Развивайте свою память и будьте здоровы и счастливы!

Вы когда-нибудь задумывались, каким удивительным свойством обладает наш мозг – памятью? Если ребенок уколол пальчик шипом розы, то в следующий раз он будет осторожно подходить в розе. Если ребенок дотронулся до горячей чашки, то теперь будет обращать внимание на чашки и проверять их температуру заранее. Если врач проверил у ребенка горло, что вызвало неприятные ощущения, то после этого всех врачей ребенок встречает с ревом. Он запомнил, что тётя в белом халате может доставить неприятности.

И в нашей жизни нам приходится запоминать очень многое. Часть мы запоминаем неосознанно, но большую часть запоминаем специально, потому что нам это надо знать.

Помните школу? Сколько там приходится запоминать ежедневно! А умеем ли мы и наши дети это делать?

Как-то прочитала такой комментарий «Родителям нужно знать о замечательном свойстве детей, особенно у меньших, - механическая память называется, ну, может о ее развитии, у кого саме ней плохо))). Почитать о ней и лечь спать спокойно)))» (орфография автора сохранена).

Спать спокойно, конечно, можно. Только вот ни память, ни от этого лучше не станут.

Соглашусь с автором комментария только в том, что механическая память у нас есть. И, наверное, каждый помнит, как зазубривали в школе таблицу умножения или правила. Помните? Это и было заучиванием с помощью механической памяти. Как долго вы помните потом эту информацию? Конечно, это все индивидуально и зависит от многих факторов, и от особенностей памяти, и от качества запоминания, и от повторения материала. Но все же.

Механическая память – способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей. Такой вид памяти не является основой интеллекта и опирается на механическое повторение материала: слов, цифр, действий. Многократное повторение заучиваемого материала (в форме повторного прочтения, просмотра или повторения движений) является основным приемом механического заучивания. Когда надо вспомнить, материал вспоминается «слово в слово» и незначительные изменения контекста, условий воспроизведения значительно затруднят вспоминание.

Механическая память свойственна нам от рождения. Мы можем ее развивать и тренировать, потому что она тоже нужна нам в процессе жизни, но основной упор все же стоит сделать на других видах памяти.

Наиболее эффективной является логическая память. В этом случае запоминание происходит с образованием логических связей, аналогий между отдельными понятиями. При запоминании информация сравнивается, обобщается, анализируется, систематизируется, а самое главное, происходит понимание.

Согласно законам памяти, осмысленная информация запоминается не просто лучше, а в 9 раз лучше (по мнению немецкого психолога, исследователя памяти Г. Эббингауза). А осмысленно мы запоминаем, когда используем логическую и ассоциативную память.

Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала.

Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные.

Логическая память не может опираться только на анализ материала, его понимание. Она нуждается в повторении заучиваемого материала. Повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти.

Нужно ли тренировать память? Безусловно. Причем, тренировать стоит любую память, ведь механическая память нам нужна не меньше логической. Но особый упор стоит сделать на освоении приемов запоминания. В наш век информации неоценимую помощь в запоминании любого материала нам оказывают и мнемотехники. Зная и применяя приемы запоминания, мы значительно ускоряем и облегчаем процесс запоминания. А это тоже важно.

Если ребенок научится запоминать правило или стихотворение быстро, то это не будет для него сверхтрудной задачей и домашнее задание будет сделано быстро. Стоит только научить, как это делать.

И встает еще один вопрос Как? Как повторять учебный материал, чтобы сделать это быстро, но с максимальным результатом.

Да, мы помним со школьной скамьи всем известную фразу «Повторение – мать учения». Только вот повторять можно по-разному. Как вы повторяете материал?

Возможно, вы слышали такие рекомендации – прочитай 5 раз правило и запомнишь, запиши словарное слово 20 раз и выучишь. Слышали? Эти рекомендации опираются на механическую память. И если мы просто зазубрили правило или стихотворение, то это лишнее повторение поможет, но не сильно. А иногда может и навредить.

Но есть и другие способы повторения материала.

Подробнее о том, как учить и повторять материал, мы поговорим на вебинаре «Как запомнить, чтобы помнить» . Если у вас есть ребенок школьник или даже дошкольник, вы получите для себя много полезного. Зарегистрируйтесь, чтобы получить ссылку на вебинар.

А в комментариях напишите, какую память чаще всего вы используете, запоминая школьный материал со своим ребенком?